Инспекторский центр
"Приемка вагонов и комплектующих"

Состоялось заседание Круглого стола на тему «Ремонт и обслуживание грузовых вагонов: совершенствование взаимодействия между участниками рынка»

НовостиКомментариев нет

Вы здесь:Состоялось заседание Круглого стола на тему «Ремонт и обслуживание грузовых вагонов: совершенствование взаимодействия между участниками рынка»

15 октября в пресс-центре Издательского дома «Гудок» состоялось заседание Круглого стола на тему «Ремонт и обслуживание грузовых вагонов: совершенствование взаимодействия между участниками рынка».

В мероприятии приняли участие представители центрального аппарата и профильных филиалов ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ», руководители и специалисты вагоноремонтных и вагоностроительных предприятий, операторы подвижного железнодорожного состава, производители и поставщики запасных частей и комплектующих. В их числе: АО «ВРК-2», ООО «РК «Новотранс», АО «ВРК-1», АО «ФГК», АО МТЗ ТРАНСМАШ, ООО «Уральский Пружинный Завод», АО «СУЭК», ООО «ВРК», ООО «ВКМ», ПАО «ТрансКонтейнер», АО «ОТЛК ЕРА», ООО «РегионТрансСервис», АО «НПК», ООО «Вагонмашдеталь» и другие. Научно-аналитическое сообщество представляли эксперты АО «ВНИИЖТ», СРО «Союз участников железнодорожного рынка» и другие.

В ходе мероприятия участники круглого стола обсудили вопросы повышения эффективности системы организации ремонта и сервисного обслуживания, необходимые изменения в области нормативного регулирования, а также дали оценку цифровым технологиям, применяемым в диагностике и сервисе подвижного состава.

Начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Михаил Сапетов рассказал о состоянии грузового вагонного парка на текущий момент. На сегодняшний день, объем грузового парка составляет 1 млн 192,3 тыс. вагонов, 85,6% из которых вагоны типовой конструкции, 14,4% инновационные. Общее количество выбывающих по сроку службы вагонов 26,1% парка вагонов типовой конструкции.

Пандемия оказала сильное влияние на показатели грузоперевозок. Как отметил спикер, более 120 тысяч вагонов рабочего парка на данный момент простаивают. Также наблюдается снижение потребности в плановых видах ремонта, рост профицита парка вагонов и снижение доходных ставок у операторских компаний. «Фактически, мы вернулись в ситуацию 2016-2017 годов, когда на фоне профицита вагоноремонтных мощностей началось ценовое давление на вагоноремонтные предприятия со стороны операторских компаний по стоимостным параметрам капитального и деповского ремонта», — отметил Михаил Сапетов.

Основной причиной отцепки вагонов по-прежнему является неисправность колёсной пары. За 9 месяцев 2020 года по этой причине на ремонт было отправлено 426,2 тыс. вагонов. Остальная часть приходится на ремонт тележек — 134,6 тыс. и автотормозов — 26 тыс. 800 вагонов. Совместно с АО «ВНИИЖТ» Управление вагонного хозяйства ведёт работу по внесению изменений в Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов. Предлагается дополнить контроль параметров на предмет критических износов на 210 тыс. км. Проведение планового ТО на площадках вагоноремонтных предприятий должно помочь сократить количество внеплановых ремонтов на 72%. Данный вопрос планируется обсудить в декабре, на заседании рабочей группы Комиссии вагонного хозяйства.

Как отметил спикер, приказ Минтранса России о порядке проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов не прошёл регистрацию в Минюсте России, и был возвращён для дальнейшей доработки со всеми участниками грузоперевозочного процесса. «Данная работа активно ведётся с участниками железнодорожного рынка. Надеюсь, что в ближайшее время, нам удастся выработать оптимальный вариант приказа и в 2021 году выстраивать работу текущего отцепочного ремонта», — добавил Михаил Сапетов.

Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович отметил основные причины отказа в эксплуатации грузового вагона. Согласно приведённой статистики за 9 месяцев 2020 года, основным фактором неисправности служила колесная пара, а именно износ и повреждения контактно-бытового характера. Низкое качество деповского ремонта и повреждения при погрузочно-разгрузочных работах явились причинами отказа работы кузовов. По словам спикера, для значительного снижения отцепок в ТОР необходимо заниматься решением проблем, связанных с колёсными парами и кузовами.

Говоря о перспективе работы системы «Электронный инспектор», Валентин Гапанович отметил, что до конца 2021 года планируется подключение ещё 35 предприятий, изготавливающих 12 видов продукции.

Генеральный директор СРО «Союз участников железнодорожного рынка» Сергей Агеев озвучил главные проблемы, волнующие представителей объединения. По его словам, доминирование на рынке крупных вагоноремонтных компаний, исключает добросовестную конкуренцию, в результате чего предприятия малого и среднего бизнеса вынуждены работать по условиям, которые навязывают им лидеры сегмента. Итогом недобросовестной конкуренции является существенное снижение качества ремонта и безопасности движения. Сергей Николаевич отметил, что только государственные структуры способны разобраться в данном вопросе.

Одним из предложений, выдвинутых спикером, является интегрирование процедуры выдачи и подтверждения условного номера клеймения института саморегулирования. Данная процедура позволит отказаться от непопулярной практики приостановки действия условного номера клеймения, заменив её на контрольно-надзорное сопровождение.

Заместитель генерального директора по коммерции ООО «РК «Новотранс» Алексей Брагин рассказал о сервисе компании на рынке вагоноремонта. В частности, компания постоянно модернизирует производство, формирует сети региональных представителей с целью расследования причины браковки вагонов, а также делает акцент на цифровизацию процесса учета и ремонта. Как отметил Алексей Игоревич, более 95% клиентов, не получив ожидаемой комплексной услуги от сервисного контракта, предпочитают организовывать ремонт подвижного состава собственными силами. Компания ООО «РК «Новотранс» предлагает расширенную гарантию на все технологические и эксплуатационные неисправности вагона на срок от 6 месяцев или 50 тыс. пробега, а также компенсацию отцепок вагонов в допретензионном порядке.

Главный научный сотрудник института, к.т.н. АО «ВНИИЖТ» Виктор Богданов отметил необходимость ужесточения требований Инструкции осмотрщику вагонов для повышения качества оказываемых услуг на дороге.

Генеральный директор ООО «Вторчермет-Находка» Артур Нурмухамедов рассказал о текущем состоянии рынка. Согласно проведённому анализу, средний возраст парка в 2020 году составил 12 лет, тогда как в 2013 году этот показатель был заметно ниже и составлял 15 лет. Как отметил спикер, 61% всех вагонов РФ – с толщиной обода ЦКК свыше 50 мм, а в сегментах полувагонов и платформ данный показатель достигает 70%. 2,2 млн единиц цельнокатаных колес это совокупные мощности предприятий на выпуск различных видов колес (для вагоностроения, локомотивостроения и метрополитена) при выполнении всех инвестиционных программ. Артур Нурмухамедов заметил, что на вторичном рынке цельнокатаных колес также наблюдаются тенденции сокращения спроса. Данному факту также способствуют программы по сокращению издержек большинства компаний.

Заместитель генерального директора ООО «Уральский Пружинный Завод» Игорь Ерастов рассказал, что предприятие изготавливает пружины методом горячей и холодной навивки из заготовки диаметром от 0,1 до 60 мм и является одним из ведущих производителей пружин цилиндрических винтовых рессорного подвешивания для тележек грузовых вагонов моделей 18-194, 18-100, 18-555, 18-578, 18-522. По информации АО «АлтайВагон», доля ООО «Уральский Пружинный Завод» отцепок вагонов по неисправности «излом пружин» составляет 0,014%.

По словам спикера, на данный момент наблюдается тенденция повторного использования пружин уже бывших в употреблении. В связи с этим, возникает необходимость решения вопроса полного запрета на использование подобных пружин, а также установки предельного срока эксплуатации (назначенного срока службы, ресурса) пружин не более 16 лет.

Генеральный директор АО МТЗ ТРАНСМАШ Николай Егоренков озвучил проблему контрафактных деталей. В связи с тем, что большой процент вагоноремонтных предприятий в настоящее время находится во владении у частных компаний, возникает вопрос качества проведённого ремонта. Николай Анатольевич отметил важность необходимости усиления контроля за технологией ремонта вагонов и использованием качественных запасных частей, путём введения инспекционного контроля силами ООО «ИЦПВК» и ЦТА ОАО «РЖД» для предотвращения возникновения данных негативных последствий.

В завершении мероприятия, все участники отметили важность совместной работы, только так удастся найти общее решение, выгодное для всех участников вагоноремонтного процесса, а также преодолеть современные вызовы, с которыми столкнулась экономика страны и мира в целом.

Источник www.gudok.ru

Сверху