Инспекторский центр
"Приемка вагонов и комплектующих"

Итоги реализации проекта АС «Электронный инспектор» за 2022 год

НовостиКомментариев нет

Вы здесь:Итоги реализации проекта АС «Электронный инспектор» за 2022 год

В 2022 году завершился первый этап работы по реализации автоматизированной системы учета производства и мониторинга стадий жизненного цикла составных частей железнодорожного подвижного состава АС «Электронный инспектор» (АС ЭИ). Цифрой проект, запущенный ООО «ИЦПВК» при поддержке Ассоциации «ОПЖТ» в 2020 году, позволил формировать паспорта качества на продукцию в электронном виде с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей, которые могут применяться при юридически значимом документообороте. За это время в базу данных системы было внесено более 5 млн деталей и узлов.

 

Новые функции системы

Разработкой программного обеспечения и технической поддержкой пользователей ООО «ИЦПВК» занимается совместно с ООО «Атлас Консалтинг» и Центром технического аудита ОАО «РЖД». По мере расширения перечня видов продукции, на которые в АС ЭИ можно завести паспорта в электронном виде, к информационной системе подключается все больше предприятий. К настоящему времени число участников проекта достигло 47. В текущем году к нему присоедининились АО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «ЕПК – Бренко Подшипниковая Компания», производители пружин рессорного подвешивания – ООО «Уральский пружинный завод» и ЗАО «Белорецкий завод рессор и пружин», а также предприятия, изготавливающие тормозное и ударно-тяговое оборудование.

Благодаря растущему интересу компаний железнодорожной отрасли к ведению эксплуатационных документов в электронном виде и внесению подтвержденных изготовителями данных о составных частях подвижного состава в системе содержится информация о более чем 5 млн деталей и узлов, включая данные по литым деталям тележек грузовых вагонов, запущенным в эксплуатацию с 2010 года, и цельнокатаным колесам производства Maanshan Iron and Steel Company limited (КНР). Для предприятий по производству вагонов и комплектующих в АС ЭИ реализован функционал пере-дачи электронных паспортов на продукцию в автоматическом режиме. Если в паспорте указан потребитель реализуемой продукции, при подписании паспорта комплект электронных документов автоматически передается в его личный кабинет.

Поисковая система, интегрированная в базу данных АС «Электронный инспектор», нашла свое применение при проведении процедуры верификации закупаемой продукции собственниками и операторами подвижного состава. Для оперативного поиска документов, подтверждающих качество комплектующих перед их установкой на подвижной состав, достаточно знать только идентификаторы, нанесенные в соответствии с действующей нормативной и технической документацией непосредственно на самой детали.

Важным этапом для развития системы стал запуск в опытную эксплуатацию на площадке АО «Рузхиммаш» проекта по переходу на подписание форм внутреннего первичного учета – технического паспорта на грузовой вагон формы ВУ-4М, в том числе листа учета комплектации, ВУ-1 и акта допуска железно-дорожного подвижного состава к эксплуатации после изготовления в электронном виде. Оформление электронных паспортов на грузовые вагоны позволит обеспечить надежное хранение юридически значимых документов в электронном виде, оперативный доступ к ним, будет способствовать сокращению временных затрат при оформлении документов и исключению ошибок при ручном вводе данных за счет формирования паспортов в автоматическом режиме с учетом электронных паспортов на детали, уже находящиеся в базе данных АС ЭИ.

Программное взаимодействие и интеграция

Применение XML-формата при создании электронного паспорта в АС ЭИ позволяет использовать имеющуюся в базе данных информацию повторно, в том числе при взаимодействии со сторонними информационными системами. Программно-технические средства, применяемые при формировании базы данных составных частей подвижного состава, реализованы с учетом требований Политики информационной безопасности информационной инфраструктуры в части защиты информации единого технологического процесса на всем жизненном цикле автоматизированных информационно-телекоммуникационных систем ОАО «РЖД».
В этом году интеграция с сервисом контроля жизненного цикла грузовых вагонов на платформе «Распределенный реестр данных» АСУ РРД ГВ2 была признана целесообразной функциональным заказчиком системы – Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Реализация этого технического решения обеспечит в формате АСУ-АСУ посредством методов API наполняемость информационных сервисов холдинга, а также передачу данных о выпущенной в эксплуатацию продукции в автоматизированные банки данных колесных пар, боковых рам и надрессорных балок грузовых вагонов (АБД КПГВ и АБД НББР) в ежесуточном режиме.

Для поддержания актуальности базы данных составных частей подвижного состава была добавлена возможность внесения информации о забракованных деталях, для чего АО «Евросиб СПб-ТС» разработало отдельное программное обеспечение. Техническая часть работы уже завершена, проведено тестирование интеграционного взаимодействия двух программных продуктов. С ноября 2022 года интеграционный комплекс введен в опытно-промышленную эксплуатацию.

Таким образом, запуск Системы учета исключенных деталей (модуль B) стал вторым после АС ЭИ завершенным этапом реализуемой ОПЖТ Цифровой платформы управления жизненным циклом составных частей грузового вагона. Более подробная схема программного взаимодействия представлена на рисунке. 

Планы на 2023 год

В первом квартале 2023 года запланирована реализация возможности ведения паспортов на авторегуляторы и буксовые роликовые цилиндрические подшипники в электронном виде, в результате чего в базе данных составных частей будет находится информация по всем номерным деталям грузового вагона. Основным на-правлением развития проекта в 2023 году станет распространение АС ЭИ на узлы и детали тягового и пассажирского подвижного состава. Стоит задача разработать программное обеспечение для функциональной возможности формирования электронных паспортов на бандажи, колесные диски, зубчатые колеса и колесные пары локомотивные, моторных и немоторных вагонов. По предварительным оценкам, к информационной системе в общей сложности будет подключено 68 предприятий, выпускающих 22 вида продукции железнодорожного назначения.

Переход на формирование пакета документов в электронном виде на подвижной состав и его составные узлы и детали позволит улучшить логистику передачи сопроводительных документов после изготовления вагонов и способствовать развитию взаимодействия при реализации процедур, связанных с регистрацией грузовых вагонов в рамках Административного регламента по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава.
Для информирования пользователей и заинтересованных организаций запущен сайт ib-rs.ru, где можно ознакомиться с функциональными возможностями, требованиями к рабочему месту и условиями подключения. Также ведется Telegram-канал (t.me/asei_news), на котором публикуется информация о последних изменениях и улучшениях системы.

Сверху