Вице-президент НП «ОПЖТ»
генеральный директор ООО «ИЦПВК»
Сеньковский Олег Альфредович
Ровно год назад ООО «ИЦПВК» при поддержке НП «ОПЖТ» и ЦТА ОАО «РЖД» запущен ИТ проект по созданию единой информационной базы продукции железнодорожного назначения – АС «Электронный инспектор». В качестве платформы для реализации проекта была выбрана отечественная система 1С, что позволяет принять программное обеспечение в эксплуатацию предприятиям с повышенным уровнем внутренней информационной безопасности, а ее простота и распространенность — облегчить пути интеграции проекта с уже существующими системами, в том числе используемых в ОАО «РЖД».
Для разработки программного обеспечения системы было принято решение обратиться к ООО «Атлас Консалтинг», имеющему опыт в разработке и сдаче ИТ проектов на железнодорожном транспорте.
Генеральный директор ООО «Атлас Консалтинг» Андрей Костяшин:
Для нас, проект АС «Электронный инспектор» является знаковым. Значительная часть наших сотрудников ранее работали в структурах ОАО «РЖД», или принимали участие в автоматизации ее деятельности. Проект позволяет применить уже имеющиеся компетенции в работе с платформой 1С для реализации специализированного юридически-значимого документооборота при реализации и эксплуатации узлов и деталей подвижного состава.
В рамках пилотного проекта 15 апреля 2020 года на сталелитейном предприятии АО «ПО «Бежицкая сталь» входящем в структуру Трансмашхолдинга при участи президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича и генерального директора предприятия Игоря Мочалина был подписан первый электронный паспорт на рамы боковые изготовленные в соответствии с чертежом
9896-10.20.00.001 с помощью усиленных квалифицированных подписей.
По окончании тестирования программного обеспечения к проекту присоединились и другие производители литых деталей тележек грузовых вагонов – ООО «Промлит», ООО «ВКМ-Сталь», АО «Балаково-Центролит» и Рубцовский филиал АО «Алтайвагон».
Директор по качеству ООО «ВКМ-СТАЛЬ» Денис Каут:
В тестовом режиме мы начали работать 24 апреля 2020 г., а в промышленной эксплуатации с 19 мая.
Внедрение системы на предприятии не вызвало существенных затруднений и дополнительных затрат. На сегодняшний день оформлено более 2500 электронных паспортов качества и уже видны эффекты от внедрения системы.
Электронные паспорта качества предоставляются нами, помимо Российских потребителей, так же в Республику Казахстан и Республику Беларусь.
В настоящее время, благодаря улучшениям, с АС «Электронный инспектор» мы не останавливаемся только на формировании электронных паспортов качества на крупное вагонное литье (рама боковая и балка надрессорная), но и планируем в этом году освоить оформление паспортов качества на автосцепки и хомуты тяговые.
В след за литейными предприятиями в проект включились изготовители черновых осей. С конца октября 2020 года было подключено одно из крупнейших предприятий-изготовителей черновых осей — ПАО «Уральская кузница» входящее в холдинг ПАО «Мечел».
Директор управления по операционной деятельности ПАО «Уральская кузница» Даниил Мергенев:
С помощью системы ее пользователи, а также государственные регулирующие органы, могут отслеживать в электронном виде весь жизненный цикл деталей вагонов, сверять номера сертификатов и прочую информацию. Ранее первичная документация на изделия оформлялась на бумаге и отправлялась конечному потребителю, где информацию вручную заносили в паспорт вагона. Это не исключало ошибки. Сейчас электронная система заменила первичные бумажные документы, повысила оперативность и доступность данных о товаре.
«Система «Электронный инспектор» позволяет в электронном виде формировать паспорт вагона на основе данных о каждой его детали. Например, теперь нашу ось на вагоностроительном заводе можно сразу же проверить в системе и уточнить, когда она была выпущена, отгружена, посмотреть ее конструктивные особенности, проверить сертификат качества».
Свою поддержку и заинтересованность в развитии проекта выразила Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Так, в рамках соглашения о взаимодействии с НП «ОПЖТ» ведутся работы по интеграции АС «Электронный инспектор и создаваемого информационного ресурса Ространснадзора по наполнению электронных реестров объектов контроля, на которые распространяется действие технического регламента ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» в части передачи данных о продукции и электронных паспортов качества.
Сегодня тестовую эксплуатацию АС «Электронный инспектор» проводят 7 предприятий-изготовителей чистовых осей и колесных пар. До конца II квартала текущего года к проекту должны присоединится АО «МТЗ ТРАНСМАШ» и АО «РИТМ» ТПТА для подписания паспортов качества на воздухораспределители в электронном виде.
В связи с развитием проекта и расширением видов продукции, на которую имеется функциональная возможность оформления паспортов в электронном виде, было принято решение о переходе на более актуальную версию формата XML-файла, что позволит минимизировать трудозатраты на техническую поддержку в случае внесения дополнений.
В настоящее время в Базу данных внесено более 140 000 деталей.
В 2021 году планируется реализация еще одного крупного проекта, позволяющего распространить действие системы в комплексе тягового подвижного состава. С марта текущего года ведутся работы по доработке пользовательского интерфейса и функциональных возможностей АС «Электронный инспектор» для по подписанию УКЭП паспортов на электровозы выпускаемые ООО «Уральские локомотивы».
В целом, на период 2022-2023 года запланировано формирование паспортов качества в электронном виде и наполнение Базы данных составных частей подвижного состава всей продукцией, подлежащей инспекторскому контролю. Однако, интерес к системе с целью повышения защиты своей продукции от контрафакта и фальсификации документов, подтверждающих качество на нее, проявляют и предприятия-изготовители продукции железнодорожного назначения не подлежащей данной процедуре, для которых планируется разработка дополнительного функционала программы.
Справочно:
АС «Электронный инспектор» — программа для ЭВМ позволяющая формировать паспорта качества на продукцию в электронном виде с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей, что позволяет ее использовать при юридически-значимом ЭДО. Программное обеспечение системы разработано на базе 1С Предприятие 8.3 с применением БСП (библиотека стандартных подсистем) и размещено на интернет портале. Включена в российский реестр программ для ЭВМ.
Система автоматически формирует общую базу данных выпущенной продукции и дает возможность выполнить поиск по заданным критериям, включая номер детали, номер сертификата соответствия, чертежа и даты отгрузки.
База данных хранится на серверах завода-изготовителя, НП «ОПЖТ», а также дублируется в Едином хранилище разрешительных документов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
С целью снижения временных затрат и автоматизации процесса формирования паспорта качества имеется возможность интеграции в режиме «Система – Система» АС «Электронный инспектор» и действующих заводских систем паспортизации по средствам API.
По всем имеющимся вопросам Вы можете связаться с нами по электронной почте службы поддержки support@icpvk.ru