22 июля Москве состоялось заседание коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на площадке службы.
В мероприятии приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Александр Косарев, главный инженер Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александр Кошкин, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, исполнительный директор СРО НП «СОЖТ» Алексей Дружинин, исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин, генеральный директор ООО «ИЦПВК», вице-президент НП «ОПЖТ» Владимир Асриянц, а также члены Коллегии Ространснадзора, представители законодательной и исполнительной власти, министерств, ведомств и служб, начальники территориальных управлений Госжелдорнадзора, научных и образовательных учреждений, СМИ и другие.
Заседание коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта открыл Виктор Басаргин. В своем вступительном слове он поприветствовал участников заседания и отметил важность рассматриваемых вопросов контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о безопасности движения на железнодорожном транспорте. «В условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности и проведения «регуляторной гильотины», когда идет системная смена не только целевых показателей и приоритетов в работе службы, но и меняется вся структура контрольно-надзорной деятельности, включая правовую основу, служба принимает самое активное участие в выработке новых критериев обеспечения безопасности и выявления факторов риска, с учетом первостепенной задачи – снижение «контрольного бремени» для бизнеса при безусловном обеспечении безопасности перевозочного процесса» – отметил Виктор Басаргин.
Александр Косарев, начальник Управления государственного железнодорожного надзора, доложил участникам заседания о работе Госжелдорнадзора за первую половину и его задачах на вторую половину 2019 года. Также он изложил видение дальнейших процессов и схем осуществления контрольно-надзорной деятельности с учетом требований законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Александр Косарев отметил, что «основной задачей расследования транспортных происшествий является выявление причин транспортных происшествий в целях предупреждения их возникновения в будущем». Спикер, в том числе, акцентировал внимание на том, что на данный момент определены основные процессы, нарушения обязательных требований в которых могут привести к тяжелым и масштабным последствиям. В завершении своего выступления Александр Косарев напомнил участникам заседания, что железнодорожники знают и активно применяют риск-ориентированный подход в своей работе, и именно это позволило стать железнодорожному транспорту самой безопасной отраслью в России.
Главный инженер Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александр Кошкин доложил об организации системы внутреннего контроля обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД». Он отметил, что на данный момент идет активное внедрение дорожной карты развития контрольно-ревизионной деятельности по безопасности движения в холдинге «РЖД» до 2020 года с учетом требований безопасности. Также он кратко доложил о результатах организации внутреннего контроля в области обеспечения безопасности движения и об основных несоответствиях в этой сфере. Отдельно он отметил следующие важные моменты:
- развитие информационных систем сопровождения внутреннего контроля;
- организация прогнозного управления рисками на основе ЕКП УРРАН;
- проверка владельцев процессов замещаются иными формами контроля;
- ответственность проверяемых должностных лиц не соответствует их полномочиям.
В завершение своего выступления Александр Кошкин рассказал участникам заседания о структуре взаимодействия в системе обеспечения функций контроля безопасности движения и системе управления безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
Президент НП «ОПЖТ», председатель МТК 524/ТК 045 «Железнодорожный транспорт» Валентин Гапанович коротко доложил о проводимой работе по стандартизации. Он отметил, что с 2008 по 2018 гг. в рамках деятельности ТК было разработано и актуализировано 305 стандартов. Также было отмечено, что ТК 045 по рейтингу Росстандарта за 2018 год занял первое место среди 272 функционирующих в Российской Федерации комитетов. Валентин Гапанович акцентировал внимание участников заседания на подписанном 7 июня 2019 г. в рамках ПМЭФ-2019 контракте между ОАО «РЖД», АО «Группа «Синара», Siemens AG и Simens Mobility GmbH на поставку и техническое обслуживание 13 поездов «Сапсан». При этом Валентин Гапанович отметил, что необходима доработка ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».
Валентин Гапанович обратил особое внимание на то, что: «По состоянию на 1 января 2019 г. в Федеральном информационном фонде стандартов содержится 34 570 национальных и межгосударственных документов по стандартизации, более 10 тыс. из которых разработаны и приняты до 1991 года. В связи с анонсированием Росстандартом провидения анализа всех стандартов, принятых до 1991 года, с целью выявления устаревших технологий и требований, считаю необходимым активно участвовать в этой работе, чтобы не допустить необоснованной отмены важных документов».
В продолжении своего выступления он отметил важность проводимой работы в области внедрения сертификации предприятий по стандарту ISO/TS 22163 (IRIS), в которой Россия занимает 4-е место, имея 115 сертифицированных предприятий. Также президент партнерства сообщил о совместной работе НП «ОПЖТ» и ООО «ИЦПВК» в области деятельности по недопуску к применению контрафактной продукции железнодорожного назначения.
В заключении Валентин Гапанович проинформировал о проблемах, связанных с заменой натурных испытаний виртуальными (соответствующие мероприятие предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации № 482-р от 23 марта 2018 г.). «На данный момент разработано и внедрено 17 стандартов в области численного моделирования, используемого при виртуальных испытаниях. Но не все специалисты могут объяснить, как будет проводиться верификация, валидация и сертификация программного обеспечения. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие этого направления, на основании научного подхода» – отметил Валентин Гапанович.
Исполнительный директор саморегулируемой организации (СРО) Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин, доложил о проводимой работе Ассоциации в сфере маневровой работы, ремонта подвижного состава и инфраструктуры. Он отметил, что для повышения эффективности работы в области обеспечения безопасности Ассоциация «Промжелдортранс» и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта заключили соглашение, что говорит о серьезных намерениях вплотную заниматься вопросами обеспечения безопасности на транспорте. В завершении своего выступления он отметил, что на данный момент Ассоциация ведет активную работу в части формирования собственной модели контроля и надзора.
В заключение заседания коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин подвел итоги, определив приоритетные задачи для достижения поставленных целей.
Источник: НП «ОПЖТ»