ОПЖТ создаёт собственную базу данных вагонного литья
Представители НП «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ), АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и ОАО «РЖД» в минувшую пятницу оформили первый паспорт качества на боковую раму вагона, выпущенную АО «ПО «Бежицкая сталь» (входит в ТМХ), и занесли его в автоматизированную систему «Электронный инспектор». Теперь пользователи этой системы, в том числе и государственные регулирующие органы, смогут отследить весь жизненный цикл этой рамы, что позволит решить проблему контрафактных деталей на сети.
Процесс запуска новой системы происходил прямо в информационно-техническом зале предприятия. Представитель службы качества «Бежицкой стали» внёс в компьютер в своём личном электронном кабинете АС «Электронный инспектор» сведения о выпущенной детали и заверил их электронно-цифровой подписью, сформировав её паспорт. Затем эти данные уже в своём электронном кабинете проверил и подтвердил сотрудник приёмочной инспекции ООО «Инспекторский центр «Приёмка вагонов и комплектующих» (ООО «ИЦПВК»), которое входит в ОПЖТ. Сведения ушли в базу данных, где и будут накапливаться паспорта качества всей выпущенной продукции. Далее свои отметки должны будут проставить вагоностроительный завод, куда попадёт эта рама, затем ремонтное предприятие, когда настанет время её проверки.
Как пояснил «Гудку» президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, целью является создание полной базы данных сведений обо всех железнодорожных комплектующих, произведённых на территории Таможенного союза. «Эта база данных позволит решить проблемы контрафактных деталей в отрасли, исключит использование «двойников» с теми же идентификационными номерами, – рассказал Валентин Гапанович. – Пока это пилотный проект, и в рамках первого этапа его планируется распространить на ООО «ВКМ-Сталь» и ООО «Промлит». В целом до конца 2020 года мы хотим внедрить систему на 12 предприятиях, изготавливающих боковую раму, надрессорную балку, цельнокатаное колесо, ось, колёсную пару, воздухораспределитель и кран машиниста».
Это не все предприятия, которые производят вагонное литьё и детали. К примеру, ещё предстоит договорится с включением в новую систему с Уралвагонзаводом, чья доля в производстве вагонов в 2019 году составила порядка 18%.
«Сейчас система представляет собой сервер на заводе, копия данных с которого передаётся в ООО «ИЦПВК», которое участвует в подписании электронных паспортов качества, – отметил начальник ОТК АО «ПО «Бежицкая сталь» Юрий Андриевский. – Доступ заинтересованных лиц, а это, в первую очередь, вагоностроительные заводы и вагоноремонтные депо, собственники подвижного состава, Ространснадзор, отвечающий за безопасность в транспортной отрасли, будет осуществляться именно через ИЦПВК.
Валентин Гапанович подтвердил «Гудку», что данные будут бесплатными для участников процесса по изготовлению, ремонту и экслуатации деталей, а также собственника вагона, где установлена выпущенная деталь. Он сможет посмотреть, проверить и распечатать на неё паспорт. Но по условиям доступа других участников рынка (к примеру, Ассоциаций операторов), вопрос пока не решён.
Первый заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Андрей Вепренцев считает создание такой базы положительным моментом для компании и предполагает, что она будет развиваться.
«Решили начать с комплектующих грузовых вагонов, и это первый этап, но мы будем распространять эту систему и на заводы по производству локомотивов, моторвагонного подвижного состава, путевой техники», – рассказал он «Гудку».
В данный момент в стране нет ни одной полной и единой базы данных по вагонным деталям. Схожая база есть в ГВЦ, но она более высокого уровня, поскольку включает в себя то, чем оснащён вагон, то есть его электронный паспорт. Однако первичная документация на заводах, которые изготавливают детали, оформляется на бумаге, и вместе с партией этих деталей отправлятся на вагоностроительный завод, где информацию вручную заносят в электронный паспорт вагона, который затем и передаётся в ГВЦ. Эта операция уже может быть не свободна от ошибок. При этом бумажный паспорт на деталь всегда находится на первом вагоностроительном предприятии. И далее часто возникают такие ситуации, когда уже на другом вагоноремонтном заводе вагону меняют боковую раму на другую, уже бывшую в эксплуатации. И такая смена на жизненном цикле происходит не по одном разу. Но второе ремонтное предприятие не имеет на рамы бумажного паспорта и снова вынуждено вручную вводить в электронный паспорт вагона другой номер. Здесь также могут быть ошибки. Поэтому корректность таких вводов в электронном паспорте вагона проверить сложно.
«Система «Электронный инспектор» позволяет сразу в электронном виде формировать электронный паспорт вагона, подавая туда цифровые данные, заверенные электронно- цифровыми подписями, то есть выполняя функцию первичных (бумажных) документов, – говорит начальник ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский. – Поэтому, когда на вагоноремонтном заводе появляется боковая рама от компании, занимающейся разделкой подвижного состава, то её можно проверить тут же по базе данных. Если её там нет, то её нельзя будет и ввести в тот электронный паспорт вагона, который сформирован изначально. Когда наша система полностью заработает, мы определим с РЖД безопасные способы передачи информации как раз в базу данных ГВЦ».
Таким образом, именно первичное подтверждение заводом-изготовителем детали и позволяет исключить в дальнейшей эксплуатации «двойники» и контрафакт.
Другим проектом контроля жизненного цикла детали является реестр на основе технологии блокчейн, который реализуется на Октябрьской дороге.
С 2020 года его ведёт Управление вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Как сообщил «Гудку» начальник отдела технологического и информационного обеспечения управления Виталий Гондоров, пока этот эксперимент носит ограниченных характер, но в ближайшее время его планируют расширить, включив туда также боковые рамы и надрессорные балки. Техология блокчейна отличается от «Электронного инспектора» и предполагает, что на каждом предприятии должен быть свой выделенный сервер, отдел IT, подготовленные специалисты, или такие услуги необходимо арендовать, – отмечает Виталий Гондоров. – Однако «Электронный инспектор» как обычная база данных может составлять лишь часть технологии блокчейна, а именно – первый ввод информации. У блокчейна есть строгий контроль и учёт логистики каждой детали, в том числе и временной. Кроме того, в «Электронном инспекторе» всё хранится на одном сервере, и есть угроза эти данные потерять или изменить».
Поэтому главный привлекательный момент для всех участников технологии блокчейн – более высокая безопасность технологии, прозрачность и доверие.
По словам Олега Сеньковского, «Электронный инспектор» был сделан на базе российской программы 1С по требованию Ространснадзора, который не имеет возможности, как и все другие государственные органы, работать с технологиями блокчейн, поскольку всю информацию в одном месте хранить невозможно и ей могут обладать другие структуры. Поэтому крупные компании, которые стремятся контролировать все данные, намереваясь использовать технологию блокчейн, всегда сталкиваются с вопросами информационной безопасности.
Есть и ещё один момент. Российские суды пока не очень охотно принимают как доказательство данные, которые существуют лишь в электронном виде без подтверждения уполномоченных госструктур. Поэтому в случае какого- то спора между участниками рынка суд может принять данные из блокчейна только тогда, когда сами участники согласятся их признавать и заранее подпишут соответствующее соглашение. Российская законодательная база в случае электронных цифровых документов ещё только формируется, идёт наработка опыта. В связи с этим для пользователей «Электронный инспектор» – гораздо более понятная, дешёвая и простая система, которую можно быстро масштабировать на большое количество участников.