В Москве 29 марта 2019 г. состоялось заседание Комитета по экспорту и инновациям НП «ОПЖТ». Заседание провел вице-президент, председатель Комитета по экспорту и инновациям НП «ОПЖТ», заместитель генерального директора холдинга «Синара-Транспортные Машины» Антон Зубихин.
В работе заседания приняли участие президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, директор по поддержке экспорта автомобилестроения и железнодорожной отрасли АО «РЭЦ» Павел Бурлаченко, начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД», председатель Комитета по интеллектуальной собственности НП «ОПЖТ» Александр Зажигалкин. В заседании так же наряду с представители АО «СТМ», АО «Трансмашхолдинг», ООО «УК РМ Рейл», АО «МТЗ Трансмаш», ПАО «НПК «ОВК», АО «Промтрактор-Вагон» принял участие представитель ООО «ИЦПВК» Дмитрий Бухаров.
В своем вступительном слове Антон Зубихин рассказал об указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, в котором сформулирована задача достижения объёма экспорта в машиностроении – 50 млрд долларов США в год к 2024 году. По общему выпуску железнодорожной продукции это самый динамично развивающийся сегмент несырьевого экспорта Российской Федерации. Темп роста экспорта в 2018 году составил 43 %, но в общем объеме экспорта нашей страны в мире это не столь ощутимо.
Отдельно председатель Комитета сообщил о мерах поддержки экспорта в нашей стране. Это, прежде всего: субсидия на компенсацию части затрат на транспортировку продукции; субсидия на компенсацию части затрат на омологацию и сертификацию (доведение продукции до требований внешних рынков, эта субсидия отменена); поддержка производителей, реализующих Корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК, новая мера); поддержка производителей в части организации выставочной деятельности.
Далее слово было предоставлено президенту НП «ОПЖТ» Валентину Гапановичу. Он попросил сформулировать предложения по поддержке экспорта железнодорожного машиностроения для совещания экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы. Также он предложил расширить круг участников таких мероприятий за счет более активного привлечения членов НП «ОПЖТ», занимающихся экспортом. Все предложения президента Партнерства были поддержаны членами комитета.
Затем выступил начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин. Он отметил два основных вопроса своего выступления. Первый – информация о том, что компания «Ростех» и все представители оборонно-промышленного комплекса готовы к сотрудничеству и увеличению доли выпуска гражданской продукции. Второй – это информация о деятельности Центра инновационного развития ОАО «РЖД». Александр Зажигалкин перечислил элементы системы управления инновациями в ОАО «РЖД»: приоритетные направления инновационного развития; управление инновационными и стартап-проектами; сеть региональных инновационных площадок ОАО «РЖД»; интерфейс взаимодействия с внешней средой (партнерские соглашения, Единое окно инноваций ОАО «РЖД»; инструменты финансирования (Фонд «Сколково», ВЭБ, ФРП, венчурный фонд ОАО «РЖД»); Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД»; координатор управления правами на интеллектуальную собственность в холдинге «РЖД». В этом году проводится корректировка Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД». Программные мероприятия предполагаются до 2025 года с перспективой до 2030 года. На сегодня компания ОАО «РЖД» становится более открытой структурой и готова рассматривать самые разные форматы и инструменты взаимодействия. «Мы заинтересованы в длинных, стабильных партнерских отношениях» – подчеркнул Александр Зажигалкин.
Следующим выступил директор по поддержке экспорта автомобилестроения и железнодорожной отрасли АО «РЭЦ» Павел Бурлаченко. Его доклад был о Корпоративной программе повышения конкурентоспособности (КППК) – новом инструменте государственной поддержки экспорта. Прежде всего, государственная поддержка организациям, реализующим КППК, это доступ к механизмам льготного кредитования по направлениям: инвестиционные кредиты на создание экспортно-ориентированного производства в России и/или за рубежом, постэкпортное финансирование и международный факторинг, аккредитивы, кредиты иностранным покупателям и банкам иностранных покупателей. В дальнейшем большая часть мер поддержки экспорта будет так или иначе привязана к КППК. Участники КППК делятся на две большие группы: федеральные и региональные компании. Сроки реализации КППК устанавливаются от 2 до 5 лет. К постановлению Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 191, регламентирующего КППК, будут в ближайшее время даны разъяснения методологов Минтромторга РФ.
Участники задавали представителю АО «РЭЦ» множество вопросов, связанных с введением КППК: какая разница будет у региональных и федеральных компаний; как можно зарегистрировать управляющие компании и торговые дома; сколько КППК может быть у одной компании, и другие. Некоторые компании отмечали сложность подготовки документов КППК. Павел Бурлаченко постарался подробно ответить на все вопросы.
В заключительном слове председатель Комитета отметил необходимость ещё раз встретиться в конце апреля 2019 г., когда новые правила работы уже вступят в силу, а так же поблагодарил всех участников заседания за активную работу.